"Лейся , песня"

Вокально-инструментальный ансамбль "Лейся, песня" дебютировал на профессиональной эстраде в 1975 году. Этот московский ВИА был создан при Кемеровской филармонии бывшими участниками ВИА "Самоцветы" Валерием Селезневым и Михаилом Плоткиным из музыкантов группы "Витязи". Первыми солистами ансамбля стали: экс-музыкант группы "Витязи" ростовчанин Владислав Андрианов и никому тогда неизвестный московский певец Игорь Иванов.
Почти сразу, в том же 1975 году, у нового коллектива состоялся теледебют в передаче "Служу Советскому Союзу". Вскоре фирма "Мелодия" выпустила первую пластинку ансамбля. Все три песни с этого миньона: "Прощай", "Люблю тебя", "Последнее письмо" мгновенно обрели всенародную популярность. Вслед за первым миньоном вышел второй, который упрочил положение "Лейся, песня" на нашей эстраде. В это же время на фирме «Мелодия» Давид Тухманов записывает и выпускает революционный по тем годам альбом «По волне моей памяти», где две заглавные песни исполнили солисты ансамбля «Лейся, песня» Владислав Андрианов («По волне моей памяти» на стихи Николаса Гильена) и Игорь Иванов («Из вагантов»).

Ничто, казалось, не предвещало неприятностей, но они уже были не за горами. В конце 1975 года ансамбль "Лейся, песня" разделился. Выделившуюся группу музыкантов возглавил Михаил Плоткин. Кемеровская филармония оставила название "Лейся, песня" за группой Селезнева, а новая группа стала называться "Надежда". Среди ушедших с М. Плоткиным был и Игорь Иванов.

Значительная часть репертуара ВИА "Лейся, песня" теперь легла на плечи Владислава Андрианова. Вторыми солистами стали Владимир Ефименко и Сергей Кукушкин. В 1976 году у ансамбля вышли два миньона и несколько песен на сборниках разных композиторов и поэтов. Особую популярность завоевала пластинка ВИА "Лейся, песня" с песнями Давида Тухманова: "Песенка про сапожника", "Не знаю, что и думать", "Объяснить невозможно", "Ты не забудешь обо мне". В этот период в «Лейся, песня» стали работать одни из самых сильных музыкантов того времени: духовая секция - Сергей Левиновский, Евгений Поздышев, Анатолий Куликов, впоследствии долгое время проработавшие в ансамбле «Мелодия» п/р Георгия Гараняна, виртуозный гитарист Евгений Смыслов («Шопен»), вокалистка Людмила Пономарева, ударник Владимир Заседателев.

Вскоре ансамбль покинул и второй его руководитель Валерий Селезнев. Коллектив возглавил Михаил Шуфутинский, незадолго до этого вернувшийся из Магадана, но уже успевший поработать с квартетом "Аккорд". А Валерий Селезнёв, при помощи легендарного в то время организатора концертов В.В.Кондакова создаёт при Донецкой филармонии другой состав ансамбля «Лейся, песня», который совершает длительное турне по республикам Средней Азии. Музыканты в шутку называли этот состав «птичьим» из-за основных лидеров коллектива (руководитель Валерий Селезнёв, вокалист и гитарист Владимир Воробьёв, вокалист Сергей Кукушкин…) Таким образом какое-то время существовало два коллектива «Лейся, песня», надо сказать, что в то время, это был единственный случай двойников. Второй ансамбль просуществовал недолго, Валерий Селезнёв после этого некоторое время руководил ансамблем «Время, вперёд», а затем создал группу «Апрель».

А в Кемеровской филармонии ансамбль продолжил работу с новым руководителем. Михаил Шуфутинский делал аранжировки, аккомпанировал, но сам не пел.

С ним, действительно, был связан расцвет нашего коллектива. Мы стали профессиональнее с приходом Миши, стабильность появилась, но, самое главное, что у Миши была (и есть) душа и сердце.
Владислав Андрианов

Вскоре в коллективе появилась другая солистка - уроженка Кемерова Марина Школьник. Ансамбль много гастролировал по стране, собирая стадионы, песни "Лейся, песни" звучали по Всесоюзному радио, пластинки расходились многомиллионными тиражами, на танцевальных площадках страны все чаще и чаще звучали хиты из репертуара этого коллектива. Ансамбль стал лауреатом премии "Молодость Кузбасса".

Люди шли за нами с факелами из газет, и 150 милиционеров оцепляли сцену, чтобы толпа фанатов не прорвалась к нам.
Михаил Шуфутинский.

И все это происходило при полном отсутствии эфиров по телевидению. Более того: "Лейся, песня" не выпускалась с гастролями из страны. Даже в Болгарию. В прессе периодически появлялись разгромные статьи.

Говоря о репертуаре артистов, нельзя не подивиться однообразию тематики и манеры исполнения. От такого ансамбля молодежь ждала концерта более глубокого содержания. Тексты песен изобиловали любовными вздохами, убогими литературными оборотами, вроде "белая бумага, черная печаль". А артистический темперамент исполнителей часто походил на элементарную развязность.

Поэтому зрители так и не услышали ни красоты пения, безусловно, талантливых артистов, не увидели и культуры исполнения. Что это - нарочитое неуважение к периферии? Особенно горько то, что самые молодые зрители - ребята 10-18 лет - видели в манерничании на сцене, в плохо подобранном репертуаре ансамбля само собой разумеющееся явление и потому так бурно аплодировали артистам. Сегодня, когда мы ставим вопрос о комплексном подходе к воспитанию молодого человека, ни одно звено, не должно выпадать из этого комплекса. Это касается и эстетического воспитания. Наш молодой человек должен познавать искусство на лучших его образцах. И никто не имеет права вносить в сознание нашей молодежи извращенное понимание прекрасного. Это, наверное, касается и ансамбля "Лейся, песня!"." Комсомолец Кузбасса" 21 января 1978 года

Проблемы с чиновниками от культуры у ансамбля существовали всегда, но это ни в коей мере не уменьшало огромную популярность коллектива.

В 1978 году ВИА "Лейся, песня" занял первое место на Всероссийском конкурсе на лучшее исполнение советской песни в Сочи. Здесь отдельно нужно отметить песню, которую ансамбль приготовил на бис: «Ой, мороз, мороз» была исполнена «а капелла» на 11 голосов! После столь удачного выступления на конкурсе солист ансамбля Владислав Андрианов получил "красную строку" и право выступать сольным отделением в концерте. Но победа в конкурсе далась ансамблю дорогой ценой. После первого тура, в котором группа выиграла, пришла депеша из Минкульта с предписание снять ансамбль с конкурса якобы за нарушение гастрольного плана. Тогда за "Лейся, песню" вступился Иосиф Кобзон, пообещавший, что в этом случае он снимет с себя полномочия члена жюри. Зато по возвращении в Москву ансамбль был снят на полгода с гастрольного плана. Михаилу Шуфутинскому удалось перевести свой коллектив из Кемеровской филармонии в Тульскую. Но все эти события, в немалой степени, подтолкнули его к решению уехать из страны.

В 1979 году Михаил Шуфутинский передает дела экс-клавишнику ВИА "Самоцветы", а на тот момент музыкальному руководителю "Лейся, песни" Виталию Кретюку (псевдоним - Кретов), уходит из ансамбля и подает документы на выезд в Израиль.

Новый руководитель ВИА "Лейся, песня" Виталий Кретов решает поменять стиль и образ коллектива и приглашает на работу практически весь состав популярной в то время группы «Шестеро молодых». Таким образом в «Лейся, песня» появляются: Николай Расторгуев (вокал), Валерий Кипелов (вокал), Дмитрий Закон (клавишные), Юрий Рыманов (гитара), Александр Акинин (ударные), Александр Гольдин (труба), Борис Мирмов (тромбон), Виталий Ванчугов (саксофон) и звукорежиссер Александр Кальянов. Из старого состава остаются Валентин Мастиков, Борис Планонов, Максим Капитановский и Марина Школьник.

В репертуаре ансамбля появились роковые баллады, песни в стиле рэгги, рок-н-ролл. Многие участники ансамбля начали писать песни для своего коллектива. Наиболее известной стала песня Виталия Кретова "Танцевальный час" (ст. Б.Салибова). Необходимо также отметить песню "День рождения", музыку к которой написал саксофонист ансамбля Виталий Ванчугов, а слова - ударник ансамбля Максим Капитановский. Также в ансамбле были созданы песни: "Календарь наших дней", "Если бы", "Не судьба" (ст. М.Литвина), "Плата за страх" (ст. В.Малежика).

Ансамбль в то время пытался как-то поменять свое лицо, в репертуаре появился рок-н-ролл.К сожале- нию, вот это изменение никак не зафиксировано на большом аудионосителе, пластинка так и не вышла, хотя записывалась. От той "Лейся, песни" два миньона с тремя, по-моему, рок-н-роллами и что-то близкое к роковым балладам.
Валерий Кипелов

В ансамбле стало интересно работать. Появилась много перспектив для творчества. Концертная программа ансамбля постепенно превращалась в настоящее шоу, в котором музыканты не только пели и играли на музыкальных инструментах, но и танцевали, сами вели концерт, шутили со зрительным залом.

В 1982 году ансамбль по личному приглашению Ю.Л. Юровского (легендарный директор филармоний Советского Союза того времени, одно время работал директором Росконцерта) возвращается обратно в Кемеровскую филармонию, где были созданы гораздо лучшие условия для работы.

Как здорово! Папа, посмотри, две луны: голубая и красная! А сейчас молния сверкает: Какая радуга!.. Как красиво!.. А барабаны - совсем прозрачные!

Мне нравится, что одеты все в разное. Лучше выделяется каждый. Движения у них тоже интересные. Во всяком случае, ничего подобного я до сих пор не видела.
Из разговора зрителей на концерте.

В этот период особо нужно отметить работу в ансамбле бас-гитариста Николая Ширяева.

На бас я привёл Николая Ширяева, с которым в своё время играл во "Втором дыхании". Учитывая то, что Коля в жизни принципиально не играл медленнее, чем "шестьдесят четвёртыми", это было что-то! В концерте ему было выделено место для соло, где он выходил на аванс-сцену и минут 10 поливал на безладовом басу. Играл для себя, наплевав на изумлённых зрителей, которые думали, что это аппаратура сломалась. Весь остальной концерт он стоял у колонки, на которой лежали ноты, - слишком простые для него, чтобы за год выучить. Колю какие-то твари убили 8 марта этого года, когда он ходил за соком. Максим Капитановский. 2003 год.

Казалось бы, все складывалось удачно, но наступили печально известные времена борьбы "за повышение идейно-художественного уровня репертуара вокально-инструментальных ансамблей". У ВИА "Лейся, песня" несколько раз подряд худсовет не принял новую программу.

Мы пытались как-то сохранить "Лейся, песня", поскольку надеялись, что вот эта смена стиля ансамбля приведет к чему-то интересному. Нам даже стало нравится то, чем мы занимались: из ПЕСНИ стала получаться шоу-группа а-ля VILLAGE PEOPLE. Мы там прыгали, скакали, рок-н-ролл нарезали со страшной силой. Было, конечно, противоречие между названием и тем, что мы делали: ну да Бог с ним, считали. А в 1985 году, когда начались памятные для всех музыкантов худсоветы, нас зарубили, не сдали мы просмотр, как, впрочем, и масса других команд.
Валерий Кипелов

Тут зашел "воротник", уселся и стал смотреть выпученными глазами. А "Лейся, песня" танцевала, как сумасшедший "Бони-М". И после этого индюк в воротнике говорит: "Лейся, песня" убрать! Это нельзя. Что за задирание ног".
Владислав Андрианов

Ансамбль был расформирован. Отчаявшийся Кретюк бросил музыку и занялся каким-то загадочным бизнесом, в результате чего попал в какую-то переделку, и его посадили в тюрьму. Через несколько лет, уже после выхода из тюрьмы, Виталий Кретюк пропал без вести. Музыканты ансамбля разошлись по разным коллективам. Валерий Кипелов оказался в "Поющих сердцах" (позднее "Ария"), в настоящее время выступает с собственной группой "Кипелов". Николай Расторгуев стал солистом ВИА "Здравствуй, песня", а позже вместе с Игорем Матвиенко создал группу "Любэ", где работает с успехом до сегодняшнего дня, там же работает и Юрий Рыманов. Максим Капитановский перешел на работу в "Машину времени", где проработал до 1994 года, потом был главным редактор журнала "СМАК", потом шеф-редактором на НТВ, Дмитрий Закон стал продюсером группы «Диалог», работал с Аллой Пугачевой, а в 1992 году уехал в Германию, создал свою компанию, Александр Кальянов несколько лет работал звукорежиссером с Аллой Пугачевой, затем стал известным исполнителем в стиле шансон, Марина Школьник несколько лет жила и работала в Японии.

Все эти печальные события условно разделили историю легендарного ВИА на два периода, границей между которыми стал 1985 год. Начиная с этого момента "Лейся, песня" повела отсчет нового времени. Дальнейшая история ансамбля практически неизвестна. Звезда под названием "Лейся, песня" исчезла со звездного небосклона, хотя ансамбль продолжил свое существование. Один из музыкантов ансамбля - Леонид Смелянский - собрал новый коллектив с названием "Лейся, песня", и вновь при Кемеровской филармонии. Вскоре была подготовлена и новая программа, в которую вошли легкие песенки развлекательно-игрового, юмористического характера: "Телефонистка", "Ретро", "Капитан", "Кукольный театр" и другие. Была написана даже новая "визитная карточка" ансамбля - песня Л.Смелянского на стихи Ю.Гуреева, которая так и называлась "Лейся, песня". Необходимо отметить, что концертную программу поставил режиссер Марк Розовский. Он превратил обычный концерт обычного ВИА в праздничное, яркое, красочное зрелище.

К сожалению, в течение последующих 10 лет судьба ансамбля вообще никак не прослеживается. Известно только, что Леонид Смелянский вскоре уехал в Израиль и в настоящее время руководит шоу-группой «Домино». Состав ансамбля постоянно менялся. Видимо, рассматривать ВИА «Лейся, песня» этого периода как единый коллектив, полноценную творческую единицу невозможно.

Известно также, что ветераны ансамбля Владислав Андрианов, Марина Школьник, Виктор Горбунов, Максим Капитановский и другие, вели переговоры о воссоздании легендарного ВИА «Лейся, песня», но из-за рассредоточенности по разным городам и отсутствия стартового капитала идея в России не реализовалась.

На волне ВИА-ностальгии ансамбль «Лейся, песня» снова появился на эстраде в Москве в конце 90-х, но ни одного из прежних музыкантов в нём уже не было. Само название («Лейся, песня») коллектив, пользуясь сложившейся ситуацией оформляет через Роспатент и оставляет за собой.

А в Германии, Дмитрий Закон, бывший директор и клавишник ВИА, а ныне известный продюсер и промоутер, в 1999 году собирает старых музыкантов "Лейся, песня", проживающих в Европе, и организовывает группу "Лейся, песня international".

В 2004 году компания NMC Music/SONY Music Entertainment выпустила альбом группы с лучшими хитами 80-х.

На сегодняшний день состав группы «Лейся, песня international»:
Владислав Агафонов - вокал, гитара, клавишные.
Константин Шмидт - вокал, бас-гитара.
Дмитрий Закон - вокал, клавишные, руководитель.
Александр Константиновский - вокал, гитара, тромбон.
Олег Медведь - вокал, ударные.

Благодарим за помощь в работе над историей группы "Лейся, песня" и создание сайта www.popsa.info

Михаила Тонконогова
Анатолия Васильева
Сергея Ермакова
Наталию Бравичеву
Георгия Симоняна
Валерия Колпакова
Владимира Сонец
и всех поклонников ансамбля.